Главная | Виды единоборств | Самбо |

Передовой педагогический опыт. Зареченская школа самбо



Внимание: информация на этой странице устарела.
Рекомендуем Вам начать навигацию по сайту с
главной страницы

См. также: Тренировки по боевому самбо | Тренировки по самбо для детей 7-11 лет

За каждой успешной спортивной школой (под школой мы подразумеваем систему подготовки) или великим тренером обязательно стоит то, что можно назвать философией жизни. Специалисты, добившиеся высочайших результатов, всегда являются личностями незаурядными. И у таких людей всегда есть собственный взгляд на методы подготовки, своя концепция воспитания спортсменов. Эти взгляды не являются исключительно результатом профильного образования в области ФКиС, каким-то набором формальных знаний ее теории, а представляют собой сплав выстраданного личного опыта, индивидуальных особенностей специалиста и социальных особенностей его окружения. "Методика - это я"! Эта фраза приписывается Петру Францевичу Лесгафту, создателю российской научной системы физического воспитания. Он ли сказал ее первым, или кто-то другой, не так уж и важно. Важно то, что эта фраза вобрала в себя великий смысл. Она, как нельзя лучше, подчеркивает роль личности тренера в истории спорта.

В свете темы нашего исследования нам интересны люди, создавшие самобытные школы борьбы самбо. Одной из таких самбистских школ является "Зареченская школа". Она сложилась в "закрытом" г. Заречном Пензенской области (то, что в народе часто называют "оборонка") усилием коллектива тренеров во главе с незаурядным лидером Владимиром Васильевичем Гритчиным. Характерная черта ее спортсменов - умение бороться в партере (борьбе лежа), проводить болевые приемы из самых разных положений. В этом небольшом городе воспитано три чемпиона мира по самбо среди мужчин - В. Волков, С. Гордеев, А. Харитонов. Для знатоков самбо это говорит о многом. В условиях суровой конкуренции со стороны многочисленных крупных самбистских центров России (а на чемпионат мира по самбо в составе сборной нашей страны всегда едет победитель чемпионата России) - это выдающийся результат.

Давайте послушаем, что говорит о себе и своих принципах сам В.В. Гритчин в интервью, размещенном на сайте Всероссийской Федерации Самбо

"Я горжусь всеми своими учениками. За годы работы с ними сформировались основные методы и принципы тренерской деятельности. Они зашифрованы в следующих афоризмах:

1. Не заставлять, а предлагать.
2. Работа выполняется от двигательного запроса спортсмена.
3. Дорогу осилит идущий! Важно знать - откуда вышел и куда идешь.
4. Геракл и тот прибегал к хитрости! Если ты сильный - притворись слабым, если ты слабый - стань сильным!
5. Сколько черепаху не тренируй, зайца она не обгонит.
6. Поединок борцов, в первую очередь, поединок умов и характеров.
7. Коня к водопою может привести один человек, но пить его не смогут заставить и тысячи.
8. На загнанной лошади много не перевезешь.
9. Силен не тот, кто не упал, а тот, кто падал и вставал.
10. Медаль за спорт, медаль за труд - из одного металла льют."

Мы специально не ограничиваемся только лишь пересказом идей, на которых выросла зареченская школа самбо. Именно слова, яркие афоризмы, сказанные самими ее представителями, могут наиболее полно передать дух коллектива.

Чемпион Мира Валерий Волков, один из спортсменов этой школы, впоследствии ее тренер, в учебном пособии "Методика обучения технике борьбы лежа в самбо" (2013) среди особенностей методики тренеров из Заречного выделяет высокий уровень умения мотивировать спортсмена на достижение результата следующими средствами мотивировки:

- многочасовые регулярные лекции по теории единоборств, внетренировочной деятельности, тактике самбо

- способность большинства тренеров лично участвовать в тренировках, находясь в парах с воспитанниками

- организация массовых мероприятий, пропагандирующих самбо и образ жизни самбиста; незаурядный педагогический талант лидера тренерского коллектива

- узкая специализация на значительном отрезке времени (выступления только в соревнованиях по самбо)

- способность руководства школы финансировать спортивную деятельность спортсмена, идущего на результат

- наличие достаточно комфортного специализированного помещения с двумя самбистскими коврами

- наличие компактной инфраструктуры города с достаточными зелеными насаждениями, заинтересованность главы города в течение 1990-х в результатах массовости зареченского самбо

- способность лидера тренеров вести грамотную политику в отношении к власти и спортивным ведомствам

- систематическое новаторское планирование учебного процесса в письменной форме, многолетнее с микро и макро циклами

- ведение летописи и дневников спортсменов

Особый интерес представляет совет В. Волкова специалистам, которые хотят воссоздать или преумножить методику "зареченской школы". Он советует им ответить для самих себя на несколько вопросов. При положительном ответе методика заработает, и будет вбирать в себя новое и способное ее усилить.

Пожалуй, эти вопросы наиболее емко отражают философию "зареченской школы самбо". Вот они:

Искренне ли вы любите выбранное единоборство? Готовы ли вы создать компанию самбистов с бескомпромиссным отношением к внутренней дисциплине? Готовы ли вы терпеть невзгоды и лишения тренерского труда? Готовы ли вы к предвзятости со стороны родителей, общества и возможно власти к вашим успехам, труду и характеру воспитанников? Можете ли вы лично находиться в паре с воспитанником до 01 или 02 часов ночи, выполняя до 100 технических действий в борьбе лежа? Способны ли вы регулярно вставать в спарринг с подростками-воспитанниками? Обладаете ли вы даром убеждения, личной харизмой, талантом педагога? Имеете ли вы специальное образование или прошли "школу мастерства" в одном из самбистских регионов планеты? Готовы ли вы к искренней любви к детям и педагогическому труду? Понимаете ли вы принцип "Будо и деньги - несовместимы"? Сможете ли вы выстроить систему финансирования учебного процесса и спорта высших достижений в том жилом сообществе, где вы находитесь? Готов ли ваш организм к нервным стрессам, связанных с поражениями и победами ваших воспитанников? Способны ли вы и желаете ли воспитывать достойных граждан своей страны средствами самбо?

В заключение нужно сказать, что знакомство с "зареченской школой", ее идеями и философией оказало большое влияние на формирование личных взглядов автора этого обзора на работу тренера, на ее педагогические, психологические, социальные и экономические составляющие. Полагаем, что именно учет всех этих составляющих и понимание их взаимосвязи зареченскими тренерами во главе с В.В. Гритчиным обеспечил эффективность методики "зареченской школы самбо" и привел ее спортсменов к достижению результатов мирового уровня.


Список литературы

1. Волков В. Г. Борьба лежа в самбо последних десятилетий (тактика и особенности техники) / В. Г. Волков, А. А. Володин, А. Р. Гайбаев // Воспитание, образование, спортивная тренировка: опыт, проблемы и перспектива : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Пенза, 29-30 июня 2018 г. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2018. - С. 38-42.

2. Волков В. Г. Методика обучения технике борьбы лежа в самбо: учебное пособие для студентов по специальности физическая культура и спорт / В. Г. Волков, В. Г. Розенблюм. - Арсеньев, 2013. - 91 с.

Самбо | Все статьи